27 мая 2016 г.

Бесконтактные NFC-платежи со смартфона

Приобщился намедни к бесконтактным платежам. Оказалось вполне удобно: можно забыть дома бумажник с наличностью, банковскими картами и, вспомнив об этом на кассе супермаркета, не возвращаться на восьмой этаж за деньгами, а махнуть смартфоном, забрать чек с покупками и уже потом идти на восьмой этаж. Да и времени немножко экономится, никаких ПИН-кодов на терминале набирать не нужно. Последнее, подозреваю, относится к покупкам на некую подлимитную сумму, наверняка на тысячу или пару тысяч, но для мелких повседневных расчётов - самое то. Опять же, риск потери карты уравнивается с риском потери смартфона. Как всё это выглядит, расскажу.

Вспомнил на днях, что скоро истекает срок действия моей основной карты и задумался, что при перевыпуске нужно заказать карту с поддержкой Visa PayWave, поскольку очень часто стал встречать точки оплаты, принимающие платежи "по воздуху". Следом в светлую голову заглянула мысль, что можно и не ждать перевыпуска карты, а провести тест-драйв технологии на имеющихся ресурсах. Из ресурсов, помимо собственно денег для оплаты покупок, имеется совсем-не-флагманский Samsung Galaxy S5, который юзается второй год и во всех отношениях вполне устраивает. Важно, что он поддерживает технологию NFC. Этого базового набора оказалось вполне достаточно.

На смартфон скачал программулину для управления картами. Глубоко рынок софта не изучал, выбрал популярную отечественную разработку, но думаю, что есть и другие варианты. Установил приложение, которое работает с банковскими платёжными картами, но при этом может хранить в себе разнообразные дисконтные и транспортные карты, но об этом позже. Прямо из приложения можно выпустить новую карту, открыв счёт в одном из банков, или подцепить новую карту к уже имеющемуся счёту. Выбор поддерживаемых банков не богат, мне предложили четыре или пять. Банки нормальные, с именами, хоть и не первого эшелона. Конкретные названия не озвучиваю, чтобы не делать рекламы.

Выбрал банк, за минуту оформил заявку. Выпуск карты занял минуты три, телефон пискнул, карта появилась в приложении. Важно: эмитируется карта бесплатно, обслуживается тоже. Срок действия – год. Для экспериментов отправил на неё небольшую сумму. Обнаружил, что если переводить деньги из платёжной онлайн-системы банка, где открыт мой основной счёт, то мой банк возьмёт комиссию 30 рублей. Если инициировать перевод из банка, выпустившего карту, то с точки зрения моего банка это будет выглядеть, как обычная покупка, и комиссии, соответственно, нет.

Для вновь выпущенной карты можно получить обычный ПИН-код на случай, если при оплате покупки на большую сумму терминал в торговой точке его потребует. ПИН получил, процедура занятная, могу рассказать, но он пока не пригодился, поскольку крупных покупок с этой карты не делал. Она для мелких задумана.

Всё рассказанное выше делается однократно. Теперь о том, что делается регулярно, при каждой покупке. Зашёл в супермаркет, где почти каждый вечер что-то покупаю, в своём же доме. На кассе, когда подходит очередь, запускаю приложение-кошелёк, выбираю карту, ввожу на смартфоне свой ПИН, который сам же задал при выпуске карты. Принципиально, что это не ПИН-код карты! Это код, который принимается только смартфоном для использования этой карты. Когда кассир назвала сумму, прикладываю смартфон на мгновение к платёжному терминалу – прямо к экрану или над ним. И всё. Дальше всё, как обычно: чек, СМС-ка о списании, покупки в пакет, идём домой. Немножко быстрее, чем обычно, не нужно жать кнопки на терминале. Ну и морду при этом делаешь такую прошаренную, высокотехнологичную. Очередь смотрит, как на диковинную зверюшку: пришёл мужик, телефоном приложился, пакет забрал и ушёл.

Само собой, проще использовать для бесконтактных покупок физическую карту, которая поддерживает Visa PayWave или Mastercard Paypass. Карта компактнее, но главное, что ею можно воспользоваться и обычным, бесконтактным способом – чипом или полосой. С виртуальной картой в смартфоне такой номер не пройдёт. Однако же и такой вариант удобен, о плюсах сказал в самом начале.

Теперь об остальных возможностях приложения. Кошёлек работает и со скидочными картами, и выглядит это не так, как я ожидал. Мы фотографируем с двух сторон любую дисконтную карту, она вводится в систему и отправляется в службу поддержки приложения. Оттуда через некоторое время (от часа-двух до нескольких дней) приходит подтверждение, что карта добавлена. Карта появляется в программе со своим номером, отдельно нарисованным штрихкодом, всеми нужными реквизитами и пометкой: предъявите экран смартфона на кассе. Как я понимаю, за время регистрации эти ребята связываются с торговой точкой, выпустившей карту, и договариваются о том, что карту примут в виде электронного образа или штрих-кода на экране. При этом в свойствах дисконтной карты в приложении указывается, есть ли возможность её использования или пока нет. Во втором случае, видимо, предполагается, что когда-то такая возможность появится, а пока карта просто остаётся в приложении. Обнаружил, что карты с магнитной полосой, например, от "Эльдорадо", принять не обещают, зато простецкую карту от небольшого московского зоомагазина, где я часто закупаюсь, активировали без проблем, должна работать.

Рассказал навскидку, мог что-то и упустить, так что на вопросы отвечу, если возникнут.