28 мая 2016 г.

Саяно-Шушенская гидроэлектростанция

Этой весной случилось у меня пара недель свободного времени, что позволило прокатиться на Юг Сибири: в Красноярский край и в Хакасию, где давно хотел побывать. Природные красоты этих мест я уже показал в блоге. Сегодня о красоте рукотворной, грандиозной Саяно-Шушенской гидроэлектростанции.



До сих пор приходилось проезжать на машине по плотинам трёх ГЭС - Волжской, Угличской и Иркутской. Зрелищно, конечно, но по большому счёту ничего особенного, поскольку это обычная автодорога, идущая по гребню плотины. Останавливаться нельзя, так что любоваться приходится в движении, не выпуская руля. На СШГЭС - всё иначе. Места таёжные, глухие, дорога заканчивается автостоянкой для сотрудников и несколькими шлагбаумами. Никакого сквозного проезда нет, на территорию станции проезжает исключительно служебный транспорт. Просто так пойти и полюбоваться видом с высочайшей плотины страны - не получится. Что ж, тем ценнее эта возможность, когда она выдаётся. Заходим!

По выработке электричества СШГЭС - мощнейшая в России. Что касается мировых рейтингов, то по этому параметру она - девятая, зато по высоте - более высоких плотин такого типа, арочно-гравтационного, в мире нет. Высота нашей красавицы - 242 метра. Для наглядности: 80 этажей.

По конструкции плотина выглядит как массивный гребень, километровой длины арочная распорка между береговых скал. Помимо видимой части, конструкция плотины врезается в глубину скальных пород на левом и правом берегу ещё на 10-15 метров. В постройку плотины вкачано больше 9 миллионов кубометров бетона. В интернете часто встречается сравнение: этого объёма хватило бы на постройку двухполосной бетонной автодороги от Питера до Владивостока.

Внутреннее строение плотины - очень сложное, со множеством технологических коридоров, проходов, колодцев, лестниц, датчиков. В теле плотины проложен тоннель, по которому можно выехать прямо на гребень на машине. Ощущение, скажу вам, непередаваемое: едешь и понимаешь, что вся эта махина - не просто в скале пробитый тоннель, а огромный и практически живой организм, построенный руками десятков тысяч людей. Живой - не оговорка, я не раз убеждался, что рукотворные конструкции таких размеров имеют душу. Плотина СШГЭС - не неподвижный монстр, она дышит и движется, на всё есть свои технологические допуски и за её движениями через тысячи датчиков внимательно следят операторы станции.

Сказав о десятках тысяч людей, строивших станцию, я нисколько не преувеличил: строительство началось в 1963 году и официально завершилось только в 2000-м. Видя масштабы сделанного, понимая, что эта красота была выстроена с нуля в глухой тайге, сознаёшь, насколько самоотверженно работали люди. Ведь не за шмотки и цацки, не за квартиры да тачки работали - трудились, вкладывая все силы, здоровье, душу.

В момент выезда из тоннеля на гребень плотины просто дух захватывает, такой открывается вид! Ширина гребня - 25 метров, на нём работают гигантские краны, есть технологический проезд.

Впечатляет перепад высот. Перед плотиной - бескрайнее водохранилище с тёмной и зловеще спокойной водой. Объём воды не измерить никакими литрами и тоннами, в этом объёме огромный потенциальный заряд - созидательный или разрушительный. На поверхности остатки угольно-чёрного льда, на берегах - кучки извлёчённого из водохранилища мусора, в основном это лес, топляк. Очисткой занимается специальный флот, для утилизации мусора неподалёку есть кладбище, но с плотины его не видно.

По другую сторону плотины - простор и даль. Смотришь на реку и понимаешь, что птицы летают ниже линии взгляда. Здесь вода уже не стоит безмолвным мрачным океаном, а движется, закручивается, выходя из агрегатов станции, стремится, набирая новую силу, Енисей. Анисей, как зовут его герои астафьевской "Царь-рыбы".


В разговоре с сотрудниками станции понимаешь, что история СШГЭС и её коллектива отчётливо разделилась на две жизни: до Аварии и после. Тогда, в августе 2009-го огромным напором воды вырвало один из десяти многотонных агрегатов, разметало машинный зал, разрушило здание и оборудование. Погибло 75 человек. Могло погибнуть больше, если бы не мужество операторов, рискуя жизнями, вручную сбросивших аварийные затворы и перекрывших поток воды. Как восстанавливалась станция, как доставлялись в енисейскую тайгу из Санкт-Петербурга новые огромные агрегаты - это тема отдельного рассказа. Важно, что уже через пять лет восстановительные работы были завершены, все десять агрегатов заменены на новые, станция заработала в полную силу. Ремонт стоил ни много ни мало 41 миллиард рублей. 


При реконструкции станции был построен абсолютно новый береговой водосброс. Если раньше в плотине действовал только "дежурный", эксплуатационный водосброс в плотине, то сейчас построили систему пропуска воды из водохранилища в обход плотины. Это такой каскадный канал из стометровой ширины ступеней, падая по которым, поток гасит скорость и попадает в Енисей примерно со скоростью естественного течения. На сегодняшний день береговой водосброс активировали всего два раза. Судя по видеозаписи этого события, зрелище совершенно эпическое, Ниагара: клубы водяной пыли, шум и бурлящая масса воды, которая на глазах из стихии превращается в кроткий поток. Меня впечатлило инженерное решение: прежде чем попасть на ступени водосброса, вода направляется из водохранилища по двум тоннелям в скале. Встречаясь, эти два потока частично взаимно гасят свою энергию. Вроде бы просто - а необычно и хитрО.



За год до аварии на площадке перед станцией открыли памятник строителям-первопроходцам. Памятник сам по себе интересный, многоплановый, композиционно-сложный, со множеством "секретиков", которые заметишь, рассматривая, не с первого и не со второго раза. Основание памятника - наклонная плоскость, взорванная трещиной-разломом. По замыслу авторов, она символизирует горное ущелье и русло могучей реки, покоренной энергетиками. Однако именно это творческое решение дало суеверным людям повод после аварии заговорить о сглазе, пророчестве и Апокалипсисе.

Рассказывать о Саяно-Шушенской ГЭС можно бесконечно, настолько это сложное, интересное и необычное место. Выдастся возможность - побывайте, это всего чуть больше ста км от Абакана и около 500 от Красноярска. По пути вы увидите целый каскад гидроэлектростанций: Красноярскую ГЭС в Дивногорске, Майнскую ГЭС и наконец - Саяно-Шушенскую красавицу. Разумеется, предприятие режимное и очень тщательно охраняемое, прогуляться по территории вряд ли получится. Но даже вид на плотину со смотровой площадки стоит того, чтобы там побывать. Однозначно рекомендую!