27 сентября 2014 г.

Защита кузова, часть 2

Для меня стало сюрпризом то, что написанная больше года назад заметка о технологиях защиты кузова автомобиля в дальних путешествиях по статистике блога практически постоянно находится в топе наиболее читаемых страниц. Надеюсь, опыт, которым я поделился тогда, пригодился кому-то из читателей, однако ж - время идёт, меняются машины, совершенствуются технологии. Пришла пора продолжить и дополнить рассказ о том, как сохранить блеск и целостность лакокрасочного покрытия (ЛКП) кузова нового автомобиля.

С учётом опыта, полученного в нескольких предыдущих дальних (в сумме несколько десятков тысяч км) поездках по России, кузов новой машины было решено защищать с момента её покупки. За время, пока заказанный автомобиль собирали на заводе в Японии и доставляли на пароме Северным морским путём через Швецию и Финляндию в Россию, успел досконально проработать варианты защиты ЛКП от царапин, сколов и других механических воздействий. В результате изучения вопроса пришёл к следующим выводам:

1. Защищать кузов лучше сразу после покупки, хотя ничто не мешает провести косметические процедуры и над уже побегавшей машиной, восстановив и освежив её ЛКП. Эффект на подержанных машинах есть и он очень хорошо заметен невооружённым глазом.

2. Некоторые процедуры можно проделать и самостоятельно, но полноценную и комплексную защиту кузова лучше доверить специалистам. Существует некоторое количество специализированных мастерских, они называют себя студиями дитейлинга, которые занимаются исключительно защитной, консервирующей и освежающей обработкой поверхностей кузова, салона и стеклянных деталей автомобиля.

Купленную летом 2014 года машину после регистрации в ГИБДД и установки противоугонных систем я отдал на защитную обработку ребятам из PTM Studio. И ходил пешком четыре дня: ровно столько времени заняла работа. Спешка в этом вопросе не очень уместна, поскольку наносимые на кузов составы требуют определённого времени на отвердевание и фиксацию. С учётом особенностей эксплуатации моего автомобиля (80% пробега - трасса на высоких скоростях летом, при высоких температурах; 20% - город, в остальные сезоны, включая без меры удобряемые реагентами зимние дороги), было решено остановиться на следующем комплексе.

Поверхности, наиболее подверженные пескоструйному воздействию, а также попаданию гравия из-под колёс соседей по дороге, были заламинированы: оклеены прозрачной полиуретановой плёнкой. Плёнка вырезается на плоттере под конкретный автомобиль, детали оклеиваются целиком, с подворотами, чтобы избежать отклеивания плёнки при мойке под давлением. Важный момент: оклеивать нужно полиуретановой, а не виниловой плёнкой. Последняя существенно дешевле, однако имеет множество минусов: она толще, может трескаться на морозе, желтеть на солнце, её видно на кузове. Поверхности, правильно оклеенные полиуретановой плёнкой, на вид ничем не отличаются от остальных, неламинированых элементов кузова. Плёнку было решено нанести на передний бампер, капот, передние крылья, пластиковые поверхности боковых зеркал и фары. Дополнительно плёнкой защищены зоны под дверными ручками, которые обычно со временем покрываются вертикальными царапинками и следами цветного лака для ногтей, если на машине ездит женщина.

Остальные поверхности кузова было решено защитить относительно новым способом: нанести покрытие Ceramic Pro 9H. В отличие от распространённых покрытий типа жидкого стекла, этот состав образует ковалентную связь с верхним слоем лака, усиливает его, придаёт лаку дополнительную прочность, стойкость к царапинам и блеск, хорошо заметный даже на новом автомобиле. Помимо этого, защитная нанокерамика обладает высокой гидрофобностью, т.е. способностью отталкивать воду, что позволяет мыть машину гораздо реже. Забегая вперёд расскажу, как через пару месяцев после обработки, приехав как-то к дому, оставил на улице грязнющую машину и отметил для себя, что надо бы заехать на мойку. Машина постояла часа два-три под дождём, после чего я её не узнал: вся грязь просто стекла с кузова - он был мокрым, но идеально чистым, за исключением лишь немногих поверхностей, на которые не попадали капли дождя.

Керамику можно (и нужно) нанести в несколько слоёв: их количество повышает стойкость покрытия к механическим воздействиям. Обычно наносится от двух до десяти защитных слоёв. Конкретное количество зависит от качества заводского ЛКП автомобиля, желаемого результата, ну и конечно, готовности расстаться с приличной суммой денег. Для моего белого кузова было решено ограничиться шестью слоями, в том числе: подложкой, четырьмя слоями Сeramic Pro и дополнительным гидрофобным слоем Сeramic Pro Light. Поверхности, оклеенные полиуретановой плёнкой, были обработаны Сeramic Pro Light для  защиты от ультрафиолета, придания блеска и гидрофобных свойств.

По каким-то причинам, которые я для себя точно не сформулировал, я отказался от аналогичной обработки колёсных дисков. Мне подумалось, что они и без того довольно устойчивы к царапинам, а если на дисках и появятся мелкие дефекты, я отнесусь к ним гораздо спокойнее, чем к сколам на кузове.

Суммарные затраты на защиту кузова составили около ста тысяч рублей в ценах лета 2014 года. Из этой суммы примерно половина пришлась на оклейку деталей плёнкой и половина - на покрытие керамикой.


Что мы имеем в результате. После обработки машина прошла около 15 тысяч км, в том числе преодолела расстояние от Москвы до Владивостока на скоростях выше средних. За это время приобретена одна мелкая и едва заметная царапка на одной из дверей - видимо вследствие удара крупной фракции гравия на большой скорости. Сколов и следов пескоструйного воздействия на кузове нет. В 3-4 местах, где полиуретановая плёнка наклеивалась несколькими фрагментами (например, на бампере - по причине его сложной геометрической формы) видны небольшие (1-2 мм) отслоения плёнки, в которых, если не мыть машину, накапливается хорошо заметная пыль. Считаю это вполне уместной платой за близкую к ста процентам защищённость оклеенных элементов от сколов, которых на предыдущих машинах за аналогичный пробег уже накапливалось заметное количество.

Вся поверхность кузова имеет ярко выраженную способность к отталкиванию воды. В дождь или при мойке вода просто скатывается в капли и стекает, не оставляя разводов. После мойки достаточно провести по кузову один раз микрофибровым полотенцем и он становится сухим, продолжая ярко блестеть. Машину по привычке мою каждые выходные, раз в неделю, хотя, положа руку на сердце, вполне хватило бы одной мойки в 2-3 недели. Это с учётом того, что кузов белый и на нём пыль не заметна. Для тёмной машины, вероятно, еженедельная мойка была бы оправданной. В любом случае, мыть машину приходится гораздо реже, чем раньше.


Никаких жидких чехлов для дальних поездок теперь не требуется - это экономит время, силы, да и в странствиях машина не выделяется в потоке странными матовыми поверхностями, покрытыми жидким чехлом. Насекомые с обтянутых плёнкой поверхностей смываются как обычно, разве что не использую агрессивных химических составов для их удаления: вполне хватает мягких средств типа  Liqui Moly Insekten-Entferner и обычной мойки.

По совету специалистов, обрабатывавших кузов, купил в Интернете бутылочку состава из той же "керамической" линейки - Ceramic Pro Sport. Раз в месяц после мойки протираю им кузов с помощью микрофибровой салфетки. Наносится легко, быстро, особых усилий не требует. Поверхность кузова после этого становится ещё более скользкой, пыль и вода на ней не задерживаются.

Про преимущества рассказал, пора бы и про минусы. С этим чуть сложнее, поскольку минусов пока не заметил. Не могу исключать того, что они проявятся позднее, например, зимой, при экстремально низких температурах. Обещаю сразу же рассказать, но пока - полёт нормальный, кузов чистый.

Да, важный момент. Поверхности, обработанные составами из линейки Ceramic Pro, не рекомендуется полировать составами, содержащими воск. В идеале их даже мыть лучше автошампунями без воска. Специалисты говорят, что ничего страшного не произойдёт, но блеск поверхности может ухудшиться, да и смысла в использовании восковой автокосметики нет: с точки зрения конечного результата она не улучшит состояние поверхностей, обработанных Ceramic Pro.

Вопросы и расспросы приветствуются, оставляйте в комментариях, с удовольствием отвечу.