8 декабря 2013 г.

Onkyo С-7030

За всё время жизни блога, пожалуй, впервые пишу в него о вещах и явлениях, совершенно не связанных с путешествиями и дорогой. Предмет сегодняшнего повествования косвенным образом можно привязать к путешествиям, поскольку обзавёлся им я в случайно выдавшейся трёхдневной вылазке из родных степей, но в рассказе о нём постараюсь дорожной тематики избежать. В порядке исключения, конечно же. Зато он связан со звуками, которых в блоге так не хватает :-)

В соответствии с законом жанра интрига создана, пора её постепенно раскрывать. Обзавёлся я вещицей в некотором смысле старомодной, необходимость в ней для большинства знакомых не очевидна и даже вовсе отсутствует. В моём же понимании - предмет нужный, поскольку призван повышать удобство и качество редких моментов отдохновения, а это - святое, никаких усилий не жалко, окупаются они с лихвой хорошим настроением и готовностью к подвигам.

Итак - литавры... Прикупил я... Проигрыватель компакт-дисков. Перед разочаровавшимися извиняюсь и со всем почтением прошу на выход, а с оставшимися добрыми людьми буду делиться подробностями.

Музыка всегда была больше чем фоном. Достигнув некоторого возраста, стал сознавать настойчивую потребность создать в доме стройную систему, которая объединила бы множество источников звука в единое, системное и логичное пространство, интуитивно понятную среду, не жертвуя при этом качеством и даже по возможности (прежде всего, финансовой) его подчеркивая.

Компакт-диски как артефакт 16-битной цифровой эпохи, к тому же материальный артефакт, стали со временем отходить на задний план приоритетов, уступая место более высоким форматам. Что трудно объяснить рациональной логикой, ведь осталось же в жизни место и для звука, сжатого с потерями - в дежурном айподе живёт и процветает представительная диаспора MP3, да и дома нет-нет да и включается кто-то из этого роду-племени. В основном же музыка слушается по сети в сжатых без потерь форматах (FLAC, APE, ALAC) через выделенный для этой цели сетевой проигрыватель.

Однако ж, имея честь принадлежать к той части человечества, которая хорошим звуком подпитывается, любит его и ценит, подумал, что так дальше жить нельзя. Нельзя раз в неделю проходить пылесосом по полутораметровым стойкам с дисками, не доставая их из боксов. Это ведь не просто коллекция как манифестация скопидомства, это история жизни, развития вкусов и эволюции пристрастий... Учитывая роль компакт-диска в истории музыкального звука, право, грешно продолжать слушать его на простеньком DVD-проигрывателе (который и сам-то непонятно зачем в стойке живёт) или на дитячьем X-box. Поёт он и оттуда, конечно, куда ж ему деваться, но для слуха это... Не комильфо для слуха, вот и всё.

В рамках долгосрочного плана упорядочения и совершенствования домашнего звукового хозяйства был призван в компанию японский товарищ по прозвищу Onkyo С-7030.



Товарищ серьёзный, современный. Производитель под именем Osaka Denki Onkyo K.K. организовался сразу после Второй мировой, в 1946 году. Занимается аудиотехникой, на ней же и специализируется, не размениваясь на второстепенное. В неуклюжем переводе с японского нынешний официальный слоган Onkyo звучит так: "образный вид и звук — внедрение нового измерения". Захотелось испытать.

Внешность минималистская, но не запредельно. Необходимые органы управления на морде представлены, дисплей информативен и не избыточен. По мне – так в самый раз. Календарь треков бы не помешал, но и без него жить можно. 

Когда выше говорил о современности, имел в виду не способность воспроизводить дополнительные форматы, типа МР3 - это я как раз воспринимаю как признак бастардства, нечистопородности. Но деваться некуда - в наши дни практически все начального порядка устройства нашпигованы такой дополнительной функциональностью, и задача при выборе лишь одна - добиться, чтобы её было меньше! Описываемый продукт - minimum minimorum, the least of all minimums в этом смысле.

Внешность - внешностью, однако ж она вторична, внимание на неё обращаешь лишь в первые дни появления устройства в стойке. Потом привыкаешь и начинаешь считать эталоном. Полная аналогия с автомобилями. Больше заботит, как едет, а не как выглядит.

Распаковываем, определяем место в стойке, вплетаем кабели в разросшиеся с годами косички. Пурист бы погрел аппарат несколько дней, но хочется всё и сразу - включаем, слушаем.

При покупке основной интригой был "голос" родного ЦАПа. Вопрос стоял ребром: можно ли поручить новому приобретению полноценную роль воспроизводящего устройства или он будет транспортом, а декодировать поток будет внешний ЦАП от Pioneer - возможно не идеальный, но проверенный временем и привычный слуху. Поэтому и подключен был новичок к усилителю родным аналоговым кабелем и параллельно оптическим цифровым. Для сравнения. Скажу сразу - ко второму дню общения окончательный вывод не сделан, оба варианта имеют свои плюсы и минусы, свои настроения и окраски. Однако неожиданно для себя начинаю склоняться к варианту, в котором декодирует цифровой поток внешний ЦАП, а задача Onkyo С-7030 - точно снять и отдать дальше поток единиц и нолей. Расскажу почему.

Возможно, всё дело в кабеле, соединяющем аналоговые выходы Onkyo С-7030 с усилителем. Кабель не навороченный, обычный, что и наводит на мысль о том, что он вносит свой недобрый вклад. Надо бы для чистоты эксперимента заменить его на что-то серьёзное - да нет под рукой такого, в последнее время от аналоговых соединений почти отказался, всё сплошь HDMI да разная прочая цифра. При первой же возможности обязательно воткну хорошо изолированный RCA, но пока имеем то, что имеем.

Поскольку дело происходило на выходных, времени для слуховых экспериментов более-менее хватило. Отслушивал новый Onkyo С-7030 на разном материале, среди которого преобладал вокал, классический рок (a la Pink Floyd), европейское диско (Pet Shop Boys, Celentano), new age (Sacred Spirit, Bernward Koch), кроссоверы (Saint-Preux), мягкая электроника, академическая музыка (при различных уровнях строгости этого определения). Вот что мы имеем.

Onkyo С-7030 воспроизводит CD добротно, честно, явных и вызывающих огрехов не выявлено во всём частотном диапазоне. Свой ЦАП явно претендует на тональную нейтральность, не окрашивая звук сверх меры ни в какой части. На мой взгляд (или слух) именно стремление к нейтральности приводит к тому, что в погоне за ней ЦАП Onkyo С-7030 позволяет себе при формировании звуковой картины порой пренебречь деталями, которые он считает для себя и слушателя непервостепенными.

ЦАП Onkyo С-7030 явно разделяет звуковую картину на первый и второй план, на главное и неглавное. Главное воспроизводится максимально чётко и рельефно. А то, что ЦАП считает неглавным, притеняется, порой размывается, приносится в жертву гармоничности общей звуковой картины - в его разумении, конечно же. Он не окрашивает звук в целом, но некоторые мелочи и тонкости умудряется совсем слегка замылить - ровно настолько, чтобы они перестали влиять на настроение музыки. А этого от него совсем не ждёшь. Поначалу даже кажется, что он слегка медленный и просто не успевает за некоторыми нюансами. Но, простите, на дворе 2013-й, такого быть не может.

Один и тот же звук, декодируемый Onkyo С-7030 и внешним ЦАПом, звучит похоже, но не одинаково, это слышно без особых усилий. Складывается ощущение, что С-7030 старается быть честным - и немного в этом старании переигрывает! Внешний же ЦАП от Pioneer расставляет на места припылённые 7030-м детали, которые и добавляют в общую звуковую картину ровно столько, сколько нужно для придания ей рельефности и законченности, избавления от недоговорок.

Эту закономерность можно было бы попытаться объяснить аналоговой природой звука, подаваемого на усилитель, найти в ней некоторую долю теплоты и мягкости, но два дня  сравнительного тестирования выдают в ней просто особенности характера подопытного экземпляра. Это ни хорошо, ни плохо, это его природа, к ней нужно привыкнуть. Или не привыкать и декодировать цифру на стороне, поскольку как транспорт Onkyo С-7030, наверное, идеален. Свою цену проигрыватель отрабатывает однозначно и с большим превышением по качеству, то есть мои придирки имеют характер исключительно аудиофильского брюзжания и стремления к недостижимому идеалу. Наверняка, дай мне устройство на порядок более высокой электронной, душевной и ценовой организации, я нашёл бы повод поворчать и в его адрес. Жаль, такого повода нет :-)

Оговорюсь ещё раз, что причины такого восприятия звука Onkyo С-7030 могут быть связаны с далёким от совершенства кабелем из комплекта поставки, недостаточной прогретостью нового аппарата, ограниченным диапазоном материала для тестирования... Время покажет.

Изначально выбор был между Denon DCD-520AE, NAD C546BEE, Marantz CD5004 и даже Advance Acoustic MCD 200, витринный образец которого продавец готов был отдать на четверть дешевле каталожной цены. После ворошения форумов, сравнивания циферок и придирчивого разглядывания внешности был выбран Onkyo С-7030. Абсолютно им доволен, как внешне, так и на слух, осталось определиться лишь с тем, с чего начали - доверимся ли в дальнейшем его видению (слуху) или поручим трактовку потока коллеге по стойке.

Как всегда бывает, обновление одного компонента тянет за собой покупку других. Пообщавшись денёк с новым устройством, пришёл к закономерному выводу о том, что приспела пора менять акустику, подтягивать уровень всего музыкального хозяйства. Попытка с лёту найти что-то приличное в родном городе ожидаемо провалилась, однако уже заказано почти 60 кг аудиофильских колонок немецкого происхождения, к Новому году обещают быть здесь. Буду пытаться приучать их к соседству с преобладающими в стойке японцами.


P.S. Через две недели. Слушаю преимущественно через внешний цифро-аналоговый преобразователь ресивера. Этот звук кажется более точным в мелочах. Но главное наблюдение состоит не в этом, а в том, что причина описанных выше душевных метаний, похоже, кроется в кабеле. В аналоговом кабеле из комплекта Onkyo, который по пути теряет часть тонкости и деликатности звука. Потому что при подключении наушников (вполне приличные Beyerdynamic) напрямую к Onkyo С-7030 получаем очень естественный звук, гармоничный, умеренный и честный. Так что новому устройству – ещё раз пятёрку в дневник, и продолжаем совершенствать домашнее звуковое хозяйство...