18 июля 2013 г.

18 июля, Шуезеро

Мы залезли в долги и купили арбу,
Запрягли ишака со звездою во лбу,
И доверив свою отпускную судьбу
Ишаку – знатоку Туркестана...

Сегодня ночуем на уютной турбазе на озере Шуезеро в Карелии.

Утром покинули Петрозаводск и отправились дальше на север. Проехали за день относительно немного, километров 350-400, но мере продвижения явно было заметно, как меняется природа. День сам по себе выдался прохладным, что усиливало ощущение приближения к северу. По пути списывался в аське с читинским другом, который, узнав, что я в Кондопоге, поинтересовался: жарко там? Да уж, отвечаю, жара, плюс двенадцать :) Так вот, природа... Километров через сто севернее столицы Карелии появились классические северные пейзажи – густые мхи на земле и невысокие, тощенькие ели и берёзы, растущие на болотцах и изогнутые морозами...

Заехали в Кондопогу специально, чтобы увидеть Успенскую церковь 18-го века. Нашли не сразу, поплутали, но оно того стоило. Прекрасный образец деревянного зодчества на живописном берегу озера. Картину омрачает только индустриальный задний план в виде дымящих труб ЦБК и зловонного запаха, исходящего от этого предприятия. Возле церкви не пахнет, но по пути нюхнули. Вспомнились Байкальск и Сясьстрой, то есть Кондопога стала уже нашим третьим целлюлозно-бумажным городом за поездку. Приехали раненько, в церкви никого не было, сторож согласился пустить нас и даже прошёлся с нами, рассказав и показав всё интересное.
Затем приехали на самый, пожалуй,  известный водопад Карелии – Кивач. Гавриил Державин, поэт и, как выясилось, первый губернатор Карелии, побывав на водопаде, сказал, что он "наводит приятный ужас". Так и есть! Водопад каскадный, длинный, с каменистыми высокими берегами, гулять вокруг него можно бесконечно... Молодожёны приезжают сюда из Петрозаводска фотографироваться.

Километрах в тридцати от Кивача отыскали место гораздо более уединённое и явно менее посещаемое туристами – кратер палеовулкана, возраст которого учёные датируют двумя с половиной МИЛЛИАРДАМИ лет. То есть, когда из него фонтанировала лава, на Земле не то что динозавров – простейшей органической жизни, я думаю, не было. Лава застыла потоками, которые частично раздроблены на валуны рекой, бежавшей меж ними много лет, пока человек не построил в этом месте ГЭС и, соответственно, плотину. Сложилось ощущение, что до постройки плотины здесь был, пожалуй, самый зрелищный водопад Карелии. Сейчас речка лениво и спокойно струится, проложив себе тропинку между камней, по которым её запросто можно пересечь. А сам кратер древнего вулкана Гирвас и окружающие его места выглядят умиротворённо и величественно. Как, наверное, и подобает выглядеть, если тебе больше двух миллиардов лет...
Часам к шести вечера приехали на турбазу на озере Шуезеро. Турбаза находится на противоположном от трассы М-18 берегу озера, свернув с шоссе, к ней нужно ехать 15 километров по грунтовке – ровной, грейдированной. Погуляли по берегу и деревушке, нажарили шашлыков, плотненько поужинали, написали в блог, да и собираемся спать. Завтра утром ранний подъём, в восемь утра уже нужно быть в порту Беломорска, откуда в половине девятого теплоход увезёт нас на целый день на Соловецкие острова...
Пока ехали, созвонились с визит-центром национального парка "Паанаярви" и договорились, что через пару дней приедем к ним пожить в палатке в уединённом и тихом уголке. Парк этот находится далеко, у самой северо-западной границы Карелии и практически граничит с Полярным кругом, поэтому приезжих там немного. Связи там нет вообще, поэтому блог получит передых на два-три дня. Отдохнём в нетронутой дикой природе, возможно порыбачим. Это будет самым удалённым от дома пунктом нашей поездки, расстояние до которой превысит восемь тысяч километров. Даже не верится, что так далеко забрались :)